Нажал на кнопку ESP off. А что на самом деле отключилось?
Как показывают практика, большинство автолюбителей не нажимали кнопку системы курсовой устойчивости никогда. Кто-то не знает, где находится это кнопка, но большинство автомобилистов не понимают, что на самом деле отключится при нажатии данной кнопки и как себя поведет автомобиль.
С чего все начиналось
Сначала появилась ABS [в РФ, в данный момент , продавать нельзя новые легковые автомобили без АВS] — данная опция позволяет с незаблокированными колесами тормозить , без потери управляемости. Часто ABS не сокращает, а увеличивает тормозной путь, но с этим надо свыкнуться, потому что с кнопки отключить ABS нельзя, только если сняв датчик или вынув предохранитель, у вас это получиться. Но в экстремальной ситуации управляемость в любом случае на первом месте, чем несколько метров тормозного пути.
Далее на автомобилях начали устанавливаться противобуксовочные системы. На различных автомобилях они имеют разные названия: ASR, TCS, ETS и так далее. У всех систем суть одна — они не дают ведущим колесам буксовать. Во многих случаях это полезно, но в определенных ситуациях данная система обездвиживает машину. К примеру, когда надо выбраться из снега, песка или грязи. Пробуксовка нужна для очистки протектора на колесах и для того, чтобы прокопать колею, а система душит двигатель, тем самым не давая колесам прокручиваться. В подобных ситуациях её нужно отключать.
Что такое ESP
Потом начали появляться системы курсовой устойчивости. Эта как раз та самая ESP, о которой и идет речь. Первые системы появились на автомобилях Mercedes-Benz S-класса в конце 90-х, на сегодняшний день ESP присутствует практически на всех автомобилях за исключением самых бюджетных машин. В большинстве моделей это обязательная система, как и антиблокировочная система.
У системы курсовой устойчивости самые большие полномочия. Она может не только ограничивать пробуксовку колес, но и притормаживать каждое колесо по отдельности.
Назначение системы — не давать автомобилю уйти в занос. Для этого случая, у ESP есть датчики продольных и поперечных ускорений. В большинстве ситуаций ESP помогает водителю. Особенно на скользких и неоднородных дорогах.
На базе ESP, между прочим, работают и имитации межколесных блокировок на кроссоверах, благодаря этому они успешно преодолевают диагональные вывешивания. К тому-же система стабилизации стоит в основе всяких внедорожных режимов типа, когда можно выбирать тип покрытия (песок, гравий снег и атк далее). В общем, в большинстве ситуаций она не просто полезна, а очень необходима. Но есть ситуации, когда она бесполезна.
Когда ESP не поможет и даже мешает
Во-первых, ESP бессильна, если у колес не хватает сцепления или вы переборщили со скоростью. Система курсовой устойчивости не всемогущая, разум и инстинкт самосохранения отключать ни в коем случае нельзя. Надо запомнить и взять за правило, что ездить на любой машине необходимо так, будто никакой системы стабилизации у нее нет, потому что это всего лишь страховка, не более того.
Во-вторых, на том же бездорожье, когда необходимо буксануть, чтобы выбраться, данная система может пойти не на руку.
Одно можно сказать точно обо всех – нажимая кнопку ESP off, вы наверняка выключите противобуксовочную систему и это может пригодиться. А выключится ли вся система стабилизации — это индивидуально для каждого автомобиля.